Королевский замок Версаль был построен королем Людовиком Четырнадцатым. Властолюбивый человек, воевавший с половиной Европы, Людовик не любил Лувр с которым у него были связаны довольно неприятные воспоминания (подробности об этом можно почитать в романе Дюма “20 лет спустя”). Да и Лувр в начале 18 столетия уже не отвечал королевским амбициям. Поэтому Людовик и решил построить, новый, достойный титула “Король Солнце” дворец.
Строил Версаль не король, а строила Версаль вся Франция. Сумма потраченная на строительство дворца была столь огромна, что ее в принципе невозможно перевести на современные деньги. Франция так обнищала во время строительства Версаля, а также из-за множества поборов, которые Людовик брал на ведение войны, что не смогла оправиться и через сотню лет, что привело к Французской революции.
С архитектурной точки зрения Версаль вобрал в себя черты нескольких стилей. В основном итальянского и французского. Фасад каждого здания Версаля создавался таким образом, чтобы подчеркнуть функциональное назначение дворца. Например, это жилое помещение или хозяйственное и т.д. А еще Версаль строился в эпоху гигантомании, поэтому дворец получился не просто большим, а самым большим. Конечно же, впоследствии появились и больше дворцы, но все они строились в подражание Версалю.
Фото Версаль
Перед главным фасадом Версаля расположена Оружейная площадь Парижа. От этой площади расходятся три проспекта, спроектированные придворным архитектором Людовика Ленотром, и названные в честь других, менее любимых, резиденций короля. Вообще же идея Оружейной площади и расходящихся от нее проспектов была позаимствована с римской площади Пополо, одного из шедевров эпохи Возрождения. Рядом проспектом Мансар в конце 17 столетия были построены Большие и Малые королевские конюшни, в которых в наши дни расположен Музей карет, основанный в 19 столетии королем Луи – Филиппом. Среди экспонатов музея, например, есть экипажи, принадлежавшие Наполеону.
Миновав музей, посетитель Версаля попадает на дворцовую площадь. Вернее, в Версале несколько площадей. Первая из них – площадь Почетный двор. Эта площадь является основным парадным входом в Версаль. Ее ограждает великолепная кованая ограда, на воротах которой изображен королевский греб, и которые украшены двумя скульптурами – “Победа Людовика над Испанией и Империей”, и также “Мир”. После Почетного двора идет Королевский двор. До Французской Революции между этими двумя дворами существовала ограда, а после возвращения монархии во Францию установлена конная статую короля Людовика Пятнадцатого.
Обычный человек во времена королевской Франции не мог попасть в Королевский двор. Въехать в него могли лишь принцы крови, а также дворяне, получившие от короля личное приглашение. За Королевским двором Версаля находится Мраморный двор, на который выходили окна королевских покоев.
Королевские покои Версаля были ядром дворцового комплекса. Остальные комнаты формировались по следующему принципу – чем дальше комнаты Версаля от королевских, тем менее престижные они были.
Личные апартаменты короля были оформлены в итальянском стиле архитектором Лебреном. Вообще комнаты короля напоминают своим внешним видом дворец Питти во Флоренции, правда, с большим размахом. Все комнаты короля были расписаны фресками, прославляющими деяния Людовика Пятнадцатого. Причем часто короля сравнивали с другими историческими личностями. Например, персидским царем Киром или греческим Александром Македонским.
Еще одним важным помещением в Версале были покои королевы. В этих покоях проходили ежедневные ритуалы туалета королевы, которые длились достаточно долго, и которые собирали большое количество всяких просителей. Быть допущенным к утреннему туалету короля или королевы считалось большой честью.
Сегодня Версаль представляет собой один из наиболее посещаемых туристами объектов Парижа. Добраться до Версаля проще всего на метро RER до станции Versailles-Rive Gauche, расположенной прямо напротив Версаля.